Храм Спас на Крови

Храм Спас на Крови.
Если турист, приехавший из Москвы, встанет на Банковском мосту и посмотрит вдаль, в сторону Невского проспекта, то ему покажется, что в северный, строгий Петербург за ту ночь, пока он ехал из столицы, перевезли и установили на канале московский собор Василия Блаженного — так похож на московский шедевр XVI века своим разноцветьем луковок и закомар стоящий на берегу Екатерининского канала храм Спаса на Крови.

Убийство царя

Храм строили в 1883-1907 годах вокруг того участка гранитной набережной, на котором пролилась кровь смертельно раненного 1 марта 1881 года императора Александра III. Поэтому священным центром собора является сень — шатер, опирающийся на яшмовые колонны, между которыми на граните пола — бывшей мостовой — еще долгие десятилетия были видны следы царственной крови.
В эпоху, к которой относится сооружение этого собора, вдруг зазвучали отголоски Московской Руси. Это объяснялось идеологией царствования преемника убитого царя, императора Александра III (1881-1896), когда произошел резкий поворот от западничества времен Великих реформ к поискам своего, особого, традиционного пути развития. Вот тут «русский стиль» и пришелся ко двору в прямом и переносном смысле. Неудивительно, что проект храма — памятника (официальное название его — храм Воскресения Христова) в стиле московского зодчества XVI-XVII веков, предложенный архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым), так понравился Александру III.
Спас на Крови, как никакой другой храм в России, богато украшен мозаикой — площадь их составляет 7 тысяч квадратных метров! Эскизы для мозаичных картин готовили выдающиеся художники того времени: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и др. Невероятное богатство мозаик и изразцов позволяло деятелям культуры в советские годы, когда постоянно заводились разговоры о сносе храма, отстаивать его как ценнейший «музей русской мозаики». И это наше счастье. Подходя к нарядному, сияющему на солнце всеми красками храму, поставленному по столь трагическому случаю, мы испытываем те же чувства, которые посещают нас во время церковной панихиды — печаль, соединенную с просветлением и смирением.

Рекомендую прочитать:
Смольный собор на площади Растрелли

[Всего голосов: 6    Средний: 5/5]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Экскурсия по Санкт-Петербургу // Копирование материалов сайта допускается только с установкой активной гиперссылки на оригинал stolitsa-spb.ru

error: Content is protected !!